-
Общие сведения
Учреждение образования: государственное учреждение образования «Замосточская средняя школа» Минского района Минской области
Тема: «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования». Сроки реализации: 2020 – 2023 гг. Приказ Управления по образованию Минского районного исполнительного комитета от 10 августа 2020 года № 371.
Согласно приказу директора от 28 августа 2020 года руководителем педагогического проекта назначена Годунина Елена Александровна – педагог-организатор высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа».
Образование:
1997 – Белорусский университет культуры – культурно-просветительная работа, режиссер массовых праздников;
2001 – Республиканский институт высшей школы БГУ – культурология, преподаватель культурологических дисциплин;
2016 – БГПУ им. М.Танка – начальное образование, учитель начальных классов.
Количество участников: 153 учащихся, 11 педагогов
Состав участников реализации педагогического проекта: Бельчикова Ирина Федоровна, директор государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа»; Раевская Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа»; Сергей Алла Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа»; Годунин Роман Олегович, педагог-психолог 1-й квалификационной категории, окончил РГСУ в 2014 году, руководитель объединения по интересам «Современная хореография»; Сокол Татьяна Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы без квалификационной категории, окончила БГУ в 2019 году, классный руководитель 6 «А» класса, руководитель музейной экспозиции «Беларуская хатка»; Залан Валерия Леонидовна, учитель математики без квалификационной категории, окончила БГПУ имени М. Танка в 2019 году, классный руководитель 6 «Б» класса; Бледько Ольга Николаевна, учитель музыки высшей квалификационной категории, окончила Мозырьское музыкальное училище в 1997 году, классный руководитель 7 «А» класса, руководитель объединения по интересам «Тандем»; Мазан Анна Петровна, учитель истории и обществоведения высшей категории, окончила БГУ в 1984 году, руководитель школьной лекторской группы «Гелиос»; Станкевич Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы без квалификационной категории, окончила Могилевский государственный университет им. А.Кулешова в 2020 году, классный руководитель 6 «В» класса; Недведская Диана Олеговна, учитель химии без квалификационной категории, окончила БГПУ им. М. Танка в 2020 году, классный руководитель 5 «А» класса; Сумаревич Екатерина Ивановна, учитель белорусского языка и литературы без квалификационной категории, окончила БГУ в 2020 году, классный руководитель 5 «Б» класса.
Консультант педагогического проекта: Стрельцова Наталья Алексеевна, методист.
-
Актуальность педагогического проекта
Современное общество делает запрос на формирование духовно-развитой личности, способной гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор. Всестороннее развитие личности невозможно без формирования таких качеств, как гражданственность, патриотизм, которые обуславливают дальнейшую жизнедеятельность, гражданскую позицию и социальную активность [2, с. 4]. Данная позиция усиливается Статьей 14 Закона Республики Беларусь о правах ребенка, в которой говорится, что ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности [5]. И всему этому ребенка нужно научить, воспитать в нем потребность быть таким гражданином.
В современном обществе воспитание стало органичной составляющей педагогической деятельности. Его успешность зависит от реализации двух условий. «Первым из них является обеспечение включенности учащихся в реальные социальные отношения, а вторым – их самореализация в процессе социального взаимодействия» [12, с 122]. Для обучающихся второй ступени общего среднего образования эти условия реализуются в тесном взаимодействии с пионерской дружиной школы.
У всех детских общественных объединений есть общая цель – воспитание человека. Но реализуется оно каждым по-разному, в соответствии с ценностями, составляющими содержание их деятельности, а также воспитательными возможностями и условиями. Цель детского общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» – помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине [13]. Работа в направлении гражданско-патриотического воспитания является главнейшим принципом деятельности пионерской организации, в которой наиболее активную часть составляют обучающиеся второй ступени общего среднего образования. В этот возрастной период (он соответствует подростковому и характеризуется формированием новообразований в личностной сфере [15], важно помочь обучающимся усвоить подлинную, а не фиктивную систему ценностей, сориентировать подростков на настоящие гражданские качества, привить им уважительное отношение к людям и обществу в целом, любовь к Родине и своему народу. Гражданственность, патриотизм, правовое сознание и социальные представления являются неотъемлемыми составляющими гражданской идентичности.
Значимую роль в формировании гражданских качеств обучающихся играет пионерская дружина учреждения образования, в которой на протяжении нескольких лет сохраняется высокая численность (более 93% от обучающихся 7-14 лет), имеется опыт реализации различных проектов, сформированы определенные традиции совместной деятельности с первичной организацией ОО «БРСМ», ученическим самоуправлением «Школьная республика», педагогическим коллективом, первичной организацией Луговослободского сельисполкома «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». Именно этот потенциал пионерской организации предусматривает реализацию проекта с обучающимися 5-7 классов (наиболее активный пионерский возраст).
Таким образом, актуальность проекта состоит в том, что участие обучающихся в социально ориентированной деятельности дает возможность избежать чувства утраты исключительности членства в общественной организации, которое возникает при достижении высокой численности, и однотипности мероприятий. Применение различных форм и технологий (в нашем случае технологии социального проектирования) способствует сохранению интереса у обучающихся к общественному объединению и достижению главной цели его деятельности – помочь каждому обучающемуся стать Гражданином. Участие обучающихся в создании и реализации социально ориентированных проектов позволяет им реально соприкоснуться с жизнедеятельностью общества, страны, родного агрогородка, их проблемами, людьми. Слово и понятие «патриотизм» перестает ассоциироваться у детей с жертвенностью и обладанием сверхчеловеческими качествами.
Все это позволяет предполагать, что участие в разработке социального проекта (с момента обнаружения актуальной проблемы) и доведении его в коллективной творческой деятельности до полезного для окружающих результата актуализирует процессы идентификации обучающегося с носителями гражданских ценностей, формирует у него опыт реализации своей гражданской позиции. Воспитание гражданской идентичности в пространстве социально проектной деятельности обладает более высокой эффективностью по сравнению с традиционными институциональными формами воспитания в учреждении образования благодаря реальной возможности усвоения участниками проекта качественно нового гражданского опыта. Обучающиеся включаются в создание реальных социально ценных продуктов, что адекватно классическим моделям воспитания через труд.
-
Цель проекта: формирование гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования через их участие в социально ориентированной проектной деятельности.
-
Задачи проекта:
-
проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования гражданской идентичности обучающихся, эффективный опыт организации работы с ними;
-
организовать повышение квалификации педагогических кадров по проблематике педагогического проекта через систему методических практикумов, через самообразование;
-
создать банк контрольных данных уровня сформированности определенных компетенций, интегрирующих в себе понятие гражданской идентичности, у обучающихся 7, 8 и 9 классов для использования их в сравнительном анализе эффективности проекта на аналитическом этапе;
-
создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на практическое решение выявленных общественно-значимых проблем;
-
обеспечить педагогическое сопровождение реализации социально ориентированных проектов, оценку и представление их результатов;
-
Содержание работы участников педагогического проекта
Реализация проекта осуществляется согласно Программе и календарного плана. Запланированные мероприятия подготовительного этапа выполнены в полном объеме.
Календарный план включает несколько компонентов: организационно-управленческий компонент, психолого-педагогический компонент, практический компонент и методический компонент.
В соответствии с планом мероприятий организационно-управленческого компонента:
– актуализирован состав инициативной группы из числа педагогических работников;
– скорректирован план реализации проекта на 2020/2021 учебный год;
– организованы факультативные занятия в экспериментальных классах: «Моё Отечество» в 5-х классах, руководитель Володькин Д.В.; «Краязнаўства» в 6-х классах, руководитель Сокол Т.А.; «Учимся жить в мире и согласии» - в 7-х классах со 2-го полугодия, руководитель Годунина Е.А.;
– классными руководителями определены темы по самообразованию в соответствии с темой педагогического проекта.
В соответствии с планом мероприятий психолого-педагогического компонента:
– педагогом-психологом Годуниным Р.О. разработаны критерии оценки уровня сформированности определенных компетенций, интегрирующих в себе понятие гражданской идентичности, проведена диагностика уровня сформированности гражданских компетенций у учащихся 7 – 9, классов которые будут использоваться на аналитическом этапе для определения эффективности педагогического проекта (приложение 1);
– классными руководителями экспериментальных классов совместно с Годуниной Е.А. проведены классные часы, на которых разъяснены обучающимся особенности социально ориентированной деятельности;
– заместителем директора по учебной работе Раевской Т.В. осуществяется контроль за проведением факультативных занятий: «Моё Отечество» в 5-х классах, руководитель Володькин Д.В.; «Краязнаўства» в 6-х классах, руководитель Сокол Т.А.; «Учимся жить в мире и согласии» – в 7-х классах со 2-го полугодия, руководитель Годунина Е.А.;
– в рамках выполнения задачи по повышению компетентности педагогов, входящих в инициативную группу по реализации проекта, прошли курсы повышения квалификации в МОИРО: Мазан А.П. (март 2021, «Реализация содержания и современных методических подходов в обучении истории и обществоведению»), Сокол Т.А. (май 2021, «Социально-психологическое развитие личности на разных возрастных этапах»), Залан В.Л. (апрель 2021, «Использование образовательной робототехники как средства развития метапредметных компетенций»), Бледько О.Н. (июнь 2020, «Формирование предметных компетенций на уроках по основам безопасности жизнедеятельности»).
Поскольку под социальным проектированием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующей взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью, то содержание проекта складывается из мини-проектов обучающихся 5–7 классов, тематика которых определилась во втором полугодии с учетом интересов, возможностей класса и выявленной учащимися проблемы.
В соответствии с паном мероприятий практического компонента предусматривалось в первом полугодии формирование инициативных групп из числа обучающихся по оказанию помощи одиноко проживающим в аг.Замосточье. Выполнение этого пункта плана затруднено в связи с эпидемиологической ситуацией. Тем не менее, учащие 7 «Б» класса (классный руководитель Мазан А.П.) посетили и поздравили с днем учителя, с новогодними праздниками, с днем Защитника Отечества и 8 марта, с Днем Победы ветеранов педагогического труда, проживающих в аг. Замосточье. Инициативная группа членов пионерской дружины посещает малолетнюю узницу Озаричского концлагеря Верес Т.И., воинов-афганцев, проживающих в регионе школы.
Учащиеся 5 «Б» (классный руководитель Сумаревич Е.И.) и 6 «В» класса (классный руководитель Станкевич М.М.) регулярно посещают учащуюся
3 «А» класса Казакевич Ульяну, для которой организовано обучение на дому по состоянию здоровья. Из числа обучающихся 5 «А» класса (классный руководитель Недвецкая Д.О.) сформирована команда «Аленький цветок», которая принимает участие в длительном дистанционном проекте ЦС ОО «БРПО» «Экотимуровцы».
Обмен опытом инициативных групп по проектной деятельности состоится 21 мая. В творческой форме учащиеся экспериментальных классов представят свои мини-проекты: «Правильное питание – залог здоровья» - инициативная группа 7 «А» класса, классный руководитель Бледько О.Н.; «ИНФА: Интересно, Ново, Факты, Актуально» - инициативная группа 6 «В» класса, классный руководитель Станкевич М.М.; «Добро для всех» – инициативная группа 5 «Б» класса, классный руководитель Сумаревич Е.И.; «Асцярожна, каб веліч былога не сцерці!» – краеведческий проект инициативной группы 6 «А» класса, классный руководитель Сокол Т.А.; «Незабываемые встречи» – инициативная группа учащихся 7 «Б» класса, классный руководитель Мазан А.П. Инициативная группа «Аленький цветок» из числа учащихся 5 «А» класса представит свою работу в длительном дистанционном проекте ЦС ОО «БРПО» «Экотимуровцы». Учащимися 6 «Б» класса (классный руководитель Залан В.Л.) тема проекта не определена.
В соответствии с планом мероприятий методического компонента руководителем проекта Годуниной Е.А. осуществляется консультирование классных руководителей по теме проекта; педагогический коллектив ознакомлен с особенностями проекта (Педсовет от 28.08.2020) и с промежуточным отчетом по реализации проекта (Педсовет от 29.12.2020); руководителем проекта изучается опыт социально-ориентированной проектной деятельности, осуществляется консультирование педагогов-организаторов на кусах повышения квалификации в МОИРО 24.09.2020 и дистанционные курсы в декабре 2020: «Координация педагогом-организатором деятельности детских и молодежных общественных объединений» (лекция) и «Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся» (практическое занятие).
Представление результатов реализации педагогического проекта в средствах массовой информации
|
№ п/п
|
Автор
|
Название (тема ) публикации
|
Название СМИ
|
Дата публикации
|
-
|
Годунина Елена Александровна,
педагог-организатор,
руководитель проекта
|
«Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования»
|
Официальный сайт учреждения образования/ Об учреждении/Мы в проекте/ http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Сентябрь,2020
|
-
|
Годунина Елена Александровна,
педагог-организатор,
руководитель проекта
|
Промежуточный отчет о реализации педагогического проекта «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования»
|
Официальный сайт учреждения образования/Об учреждении/Мы в проекте/
http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Январь, 2020
|
-
|
Мазан Анна Петровна,
Классный руководитель экспериментального 7 «Б» класса
|
Фотоотчет о поздравлении ветеранов педагогического труда с новогодними праздниками
|
Официальный сайт учреждения образования/Мы в проекте/
http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Январь, 2020
|
4
|
Сумаревич Екатерина Ивановна,
классный руководитель
5 А» класса
|
Фотоотчет
о посещении ребенка с надомным обучением
|
Официальный сайт учреждения образования/Мы в проекте
http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Январь, 2020
|
5
|
Станкевич Мария Михайловна, классный руководитель экспериментального 6 «В» класса
|
Создание школьной страницы в Инстаграмм
|
https://www.instagram.com/i.n.f.a._zamostochskaya_school?igshid=vl9jl4ma6voi
|
Март, 2021
|
6
|
Мазан Анна Петровна,
Классный руководитель экспериментального 7 «Б» класса
|
Фотоотчет о поздравлении ветеранов педагогического труда с Днем Победы
|
Официальный сайт учреждения образования/ Об учреждении/Мы в проекте/http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Май, 2021
|
7
|
Годунина Елена Александровна,
педагог-организатор,
руководитель проекта
|
Фотоотчет о проведении акции «Память»
|
Официальный сайт учреждения образования/ Об учреждении/Мы в проекте/http://zamostoche.
minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4071
|
Май, 2021
|
Представление результатов реализации педагогического проекта на методических мероприятиях
|
№ п/п
|
Автор
|
Название выступления
|
Форма и /или название мероприятия
|
Уровень, дата проведения мероприятия
|
-
|
Годунина Елена Александровна,
педагог-организатор,
руководитель проекта
|
Об организации работы по реализации педагогического проекта
|
Педагогический совет
|
Школьный,
28.08.2020
|
-
|
Годунина Елена Александровна,
педагог-организатор,
руководитель проекта
|
Промежуточный отчет о реализации педагогического проекта в 202/2021 учебном году
|
Педагогический совет
|
Школьный,
29.12.2020
|
-
|
Сергей Алла Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе,
|
«Опыт, результаты, перспективы»
|
Фестиваль детских инициатив
|
Школьный,
21.05.2021
|
-
Заключение
Трудности в реализации педагогического проекта возникли в связи с изменениями в общественно-политической ситуации, с эпидемиологической ситуацией (проект предусматривает взаимодействие с общественностью, с населением), с изменениями в кадровом составе педагогического коллектива (в четырех экспериментальных классах классные руководители – молодые специалисты).
Тем не менее, проект дает возможность выбора деятельности в соответствии с интересами учащихся и классных руководителей в экспериментальных классах. Работа в рамках проекта может осуществляться небольшими инициативными группами.
В 2021/2022 учебном году планируется продолжить работу по выбранным направлениям в экспериментальных классах: «Правильное питание – залог здоровья» – инициативная группа 7 «А» класса, классный руководитель Бледько О.Н.; «ИНФА: Интересно, Ново, Факты, Актуально» – инициативная группа 6 «В» класса, классный руководитель Станкевич М.М.; «Добро для всех» – инициативная группа 5 «Б» класса, классный руководитель Сумаревич Е.И.; «Асцярожна, каб веліч былога не сцерці!» – краеведческий проект инициативной группы 6 «А» класса, классный руководитель Сокол Т.А.; «Незабываемые встречи» – инициативная группа учащихся 7 «Б» класса, классный руководитель Мазан А.П.; проведение инициативной группой «Аленький цветок» просветительских акций по уменьшению бытовых отходов и загрязнения в аг. Замосточье, классный руководитель Недведская Д.О..
Каждое направление деятельности осуществляется в соответствии с планированием.
Список использованных источников
-
Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. – 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004. – 448 с.
-
Буткевич, В. В. Методика организации гражданского воспитания учащихся : пособие для педагога учреждений общ.сред. образования / В. В. Буткевич, О. В. Токачева. – Мн.: Национальный институт образования, 2011. – 224 с.
-
Буянский, Д. Гражданская компетентность как цель образования [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:http://school2100.com/upload/iblock Дата доступа: 10.11.2019.
-
Григорьев, Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». – [Электронный ресурс]. – [Сайт]. – Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com. – Дата доступа: 20.07.2019.
-
Закон о правах ребенка [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа:http://mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanaytiy/zakon/. Дата доступа: 23.12 2019.
-
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://adu.by/?p=7769. – Дата доступа: 27.07.2019.
-
Методика социальнообразовательного проекта «Гражданин» / Составитель Пахомов В.П. – 2е изд. доп. и перераб. – Самара: Издво «НТЦ», 2006. – 90 с.
-
Минова, М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, работников внешкольного воспитания и обучения/ М. Е.Минова – Минск: Национальный институт образования, 2009. – 152с.
-
Минова, М. Е. Педагогика детского и молодежного движения: учебно- методическое пособие / М. Е. Минова – Минск: АПО, 2013. – 334с.
-
Минова, М. Е. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении / М. Е Минова М. Е. – [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://natbookcat.org.by/isgbi/marcview.do?uid . Дата доступа: 14.03.2020.
-
Пастухова, Л. С. Социально-проектная деятельность как пространство развития гражданской идентичности молодежи [электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: gfcne[jdf Kfhbcf Cthuttdyf ajhvbhjdfybt uhf;lfycrjq bltynbxyjcnb. Дата доступа 14.03.2020
-
Психолого-педагогическое изучение воспитанности учащегося и качества воспитательной среды в контексте компетентностного подхода: материалы международной науч.- практ. конф. (6 ноября 2014 г., г. Ярцево) / ред.: Н. Д. Алексеев [и др.]. – Могилев: УО «МГОИРО», 2014. – 294 с.
-
Устав ОО «БРПО» [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: - http://brsm.by/. Дата доступа: 27.10.2019.
-
Хальцбаур, У., Йеттингер, Э. Event-менеджмент / У.Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Цеппер Эксмо, 2006. 500 с.
-
Эльконин, Д. Б. [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: - https://studfile.net/preview/3005543/. Дата доступа 14.04.2020
Приложение 1
Информация
о результатах диагностики уровня сформированности гражданских компетенций у учащихся 7 – 9 классов
В рамках изучения уровня сформированности гражданских компетенций у учащихся, было проведено тестирование, в котором приняли участие учащиеся 7-9х классов.
Основные критерии оценивания:
- знание учащимися основных понятий и терминов, связанных с понятием «гражданин»;
- умение различать положительные и негативные качества и черты личности, оказывающие влияние на формирование его самосознания и гражданственности;
- личная оценка учащихся сформированности у них тех или иных компетенций.
Для изучения уровня сформированности гражданских компетенций у учащихся были использованы тест «Словарь гражданина» и тест «Ты гражданином быть обязан», выполняя которые, учащиеся должны были разделить по категориям приведенный перечень понятий и характеристик.
Проанализировав результаты анкетирования учащихся, можно заключить, что для учащихся характерен средний уровень сформированности и выраженности гражданских компетенций. Учащиеся способны определять важные качества и характеристики личности, способны оценить выраженность той или иной характеристики у себя.
Для учащихся характерен в достаточной мере сформированный «словарь гражданина». Учащиеся знакомы с основными понятиями, такими как:
- патриотизм, трудолюбие, взаимопонимание, долг, справедливость, человечность и др.
Учащиеся умеют выделять негативные понятия, такие как:
- безразличие, высокомерие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, холодность и др. Учащиеся преимущественно верно разделяют положительные и негативные понятия по соответствующим категориям, допуская незначительное количество ошибок, связанных с незнанием точного значения слова.
В числе важных и значимых понятий опрошенные учащиеся выделяют такие понятия как:
- взаимопонимание, дружба, доброта, сочувствие, терпимость, искренность, миролюбие, помощь, милосердие, любовь, уступчивость, человечность, сопереживание.
Учащимся присущи такие качества как:
- совесть, жизнерадостность, справедливость, отзывчивость, терпеливость, увлеченность, сдержанность, упорство и др.
Однако многие опрошенные учащиеся затрудняются дать определение таким понятиям как:
- интернационализм, толерантность, энтузиазм, гуманность, политическая грамотность, пренебрежение, идейная убежденность.
Таким образом, можно заключить, что у учащихся 7-9 классов на среднем уровне сформированы представления о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.
Для изучения уровня патриотического самосознания у учащихся 8-9-х классов был использован тест «Отечество моё – Беларусь».
Исходя из результатов теста можно заключить, что из 82 опрошенных учащихся 22 (27%) учащихся считают себя патриотами, 11 (13%) патриотами себя не считают. 35 (45%) опрошенных учащихся частично считают себя патриотами частично. 14 (17%) опрошенных затруднились ответить. Учащиеся способны дать развернутое определение понятию «патриот».
Учащимся было предложено оценить, что в большей степени влияет на формирование патриотических чувств человека. При оценивании учащиеся могли выбрать несколько вариантов ответа. Анализ опроса показал следующее: на формирование их патриотических чувств в большей степени оказали влияние родители – в 62% случаев, школа – в 48% и окружающие люди – 30%. Влияние СМИ и органов власти, по мнению учащихся, незначительно – около 20%
По мнению учащихся, наиболее важными индивидуально-психологическими характеристиками и жизненными ценностями патриотами являются:
- физическое и психическое здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, независимость в суждениях и поступках, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, воспитанность, жизнерадостность и др. Перечисленные учащимися характеристики и ценности выражены у учащихся по их оценке в среднем от 5 до 8 по десятибалльной шкале.
В целом, исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что у учащихся гражданско-патриотические компетенции сформированы на среднем уровне.
больш падрабязна... / згарнуць