Общие сведения
Юридическое название учреждения образования
Государственное учреждение образования «Замосточская средняя школа».
Тема педагогического проекта
«Формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий».
Сроки реализации педагогического проекта
Реализация всех этапов проекта планируется на 2024–2027 гг.
Сведения о руководителе учреждения образования
Бельчикова Ирина Фёдоровна, директор государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа».
Сведения о руководителе педагогического проекта
Годунина Елена Александровна, педагог-организатор государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа».
Сведения об участниках реализации педагогического проекта
Сергей Алла Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе, Годунин Роман Олегович, педагог-психолог, классные руководители 2, 5 классов.
Идея проекта
Несмотря на предоставленные социальными сетями возможности для общения, наблюдается отчуждение учащихся, погружение их в виртуальный мир и неумение коммуницировать друг с другом, с коллективом и со взрослыми в реальной жизни. Дети и подростки испытывают страх, неуверенность и дискомфорт в ситуации живого общения. Способствовать решению данной проблемы можно при помощи игровых технологий, так как игра по-прежнему остается ведущим видом деятельности в детском возрасте.
Обоснование выбора темы проекта
Замысел проекта возник в результате наблюдающихся снижения активности учащихся к проявлению инициативы и постоянного стремления детей в любую свободную минуту погрузиться в виртуальную игру – они играют в виртуальные игры в подъездах, сидя на ступеньках, играют на скамейках, находясь на улице, вместо подвижных игр. В учреждении образовании стали появляться конфликты между учащимися в результате «неправильной стратегии» в виртуальных играх.
Наличие гаджетов у детей продиктовано обществом:
-
Считается несомненным плюсом постоянное нахождение ребенка «на связи» − это обеспечивает его безопасность;
-
Считается, что владение ребенком современными устройствами обеспечивает его успешность в учебе − он быстро может найти в Сети значение непонятного слова, спросить у друзей домашнее задание, или, наконец, отправить фотографию домашнего питомца любимой бабушке.
При этом, однако, большинством родителей не контролируется продолжительность использования ребенком гаджета и не контролируется используемый ребенком контент.
На фоне всего этого дети и подростки не развивают коммуникативные навыки, наблюдается неумение детей общаться дуг с другом: не умеют слушать и высказывать свою точку зрения, не могут поставить себя на место другого и не понимают для чего это нужно, не умеют находиться в коллективе. Все это говорит о недостаточной сформированности коммуникативных компетенций.
Цель:
формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий.
Задачи:
-
сформировать инициативную группу по реализации проекта из числа педагогических работников;
-
провести диагностику уровня воспитанности, социометрию для определения наиболее характерных проблем при нахождении учащихся в коллективе;
-
проанализировать наиболее эффективные игровые проекты, ранее реализованные в учреждении образования и возможность их использования в изменившихся условиях;
-
обеспечить проведение субботних мероприятий с использованием различных игр, способствующих формированию определенных коммуникативных компетенций и учитывающих особенности выявленных проблем в коллективах учащихся;
-
активно использовать возможности дистанционных игровых проектов ОО «БРПО», такие как «Территория детства», «Тимуровцы.by» и других;
-
сформировать сценарный банк досуговых мероприятий, способствующих формированию коммуникативных компетенций учащихся 1-2 ступени общего среднего образования.
Этапы реализации проекта
-
Подготовительно-организационный: охватывает период с августа по декабрь 2024 года.
-
Основной (практический): заключается непосредственно в создании условий для активной досуговой деятельности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования с учетом запросов детей, с учетом выявленных проблем в результате систематической диагностики.
-
Аналитический: заключается в формулировании выводов в соответствии с целью и задачами, оценке уровня сформированности коммуникативных компетенций и в оформлении и представлении результатов реализации педагогического проекта.
Характеристика педагогического коллектива
Для реализации педагогического проекта предполагается сформировать инициативную группу в составе:
-
Сергей Алла Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории (МГПИ имени А. М.Горького – физика и информатика);
-
Годунина Елена Александровна – руководитель проекта, педагог-организатор высшей квалификационной категории (БУК – культпросветработа, режиссер массовых праздников; РИВШ БГУ – культуролог, преподаватель культурологических дисциплин; БГПУ имени М.Танка – начальное образование, учитель начальных классов);
-
Годунин Роман Олегович – педагог психолог первой квалификационной категории (РГСУ – психология, преподаватель психологии);
-
Классные руководители 2-х и 5-х классов будут определены на начало 2024/2025 учебного года в связи с изменениями в составе педагогического коллектива.
Научное обоснование проекта
Согласно К. П. Зайцевой, младший школьный возраст − оптимальный период для формирования коммуникативной компетенции, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций:
1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.
3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.
4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.
5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.
6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.
7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений [1].
Совершенно разными ролями наделены две направленности подросткового общения. В сфере «общение с ровесниками» (одноклассники, друзья, братья и сёстры) подросток неизбежно сталкивается со сложностями отношений среди равных себе, именно в этой жизненно необходимой среде он находит некий «эталон» − образец для подражания и здесь же получает необходимую оценку своих качеств и умений. Безусловно, роль этой сферы велика. Однако, обращаясь ко второй направленности «общение со взрослыми» (родители, преподаватели), стоит отметить желание подростка обладать теми же возможностями и правами, что и взрослый. Нередко, с претензией на равенство, подростки идут на конфликт со взрослыми. Поэтому данная сфера не менее сложная. В конечном итоге две эти направленности образуют единую систему, в которой и происходит процесс становления личности подростка. В процессе общения с ровесниками, подростку свойственно сравниваться себя с ними, анализировать.
Сформированность подростковой коммуникативной компетентности проявляется в общении. Одним из важнейших критериев развитой коммуникативной компетентности у подростка является рефлексия. Это возможность человека оценивать себя, своё сознание и анализировать, насколько он понят и воспринят партнером по общению. Не менее ценным критерием подростковой коммуникативной компетентности считается умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Важно не только уметь передавать содержание информации при помощи вербальных средств, но и знать как сопроводить информацию невербальными средствами общения (мимика, жесты).
В учреждении образования широко используются элементы театрализации в проведении концертных программ, представлений, тематических игр и программ. А театр, как известно, и есть игра. В последнее время активно используется фонограммы «+» в постановке мюзиклов. Это прием позволяет реализовать творческий потенциал учащимся с особенностями психофизического развития (тем, кто не может заучивать текст, тем кто боится декламировать текст или заикается).
Еще одним определяющим навыком успешного социального взаимодействия является коммуникабельность. Это способность личности налаживать контакт с окружающими и быстро адаптироваться к новой среде. Также немаловажной характеристикой для подростка считается способность к сочувствию и сопереживанию. Эмпатия позволяет понять чувства другого человека и правильно реагировать на его эмоции.
Особую роль в формировании и развитии подростковой компетентности играет деятельность педагога и психолога. Необходимым условием является создание вышеперечисленными коммуникативных ситуаций, удовлетворяющих социальную потребность подростка в общении. Кроме того, не менее эффективными «помощниками» в общении являются социально-психологические тренинги и игры, в ходе которых можно обучить подростка безопасному поведению в группе и в обществе. Это эффективное средство психолого-педагогического воздействия позволяет решать широкий спектр задач в области развития коммуникативной компетентности у подростков.
В заключение можно прийти к выводу, что значимость компетенции в общении в современном обществе возрастает, а формирование коммуникативной компетентности у младших школьников и подростков является актуальной проблемой психологии и педагогики. Развитие коммуникативной компетенции благоприятно влияет на становление и развитие личности, ее успешную адаптацию в социуме [2].
Тренинговая работа, применение игровых технологий по развитию коммуникативных компетенций в подростковом возрасте будет иметь положительную динамику. Подросток со сформированными коммуникативными компетенциями будет успешен во взаимодействии с окружающими, так как способен к эмпатии, рефлексии, адекватному использованию вербальных и невербальных средств общения.
Характеристика кадрового и материально-технического обеспечения
Для успешной реализации проекта в учреждении образования есть специалисты с соответствующим уровнем образования. Так же в учреждении образования есть опыт реализации проектов различного уровня: школьного, районного, областного.
Особенность проекта не требует создания специального материально-технического обеспечения, за исключением цветного принтера, а в остальном достаточно имеющегося технического оснащения: компьютера, принтера, передвижной колонки, интерактивной панели (мультиборда), актового и спортивного зала, большой пришкольной территории. Реквизит и материалы к играм создаются по мере необходимости и исходя из интересов детей.
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
Предполагается, что одним из критериев оценки результатов педагогического проекта станет повышения уровня воспитанности учащихся.
Согласно диагностике коммуникативных способностей должна прослеживаться положительная динамика.