«Формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий» - Замосточская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

«Формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий»

Общие сведения

 

Юридическое название учреждения образования

Государственное учреждение образования «Замосточская средняя школа». 

Тема педагогического проекта

«Формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий».

Сроки реализации педагогического проекта

Реализация всех этапов проекта планируется на 2024–2027 гг.

Сведения о руководителе учреждения образования

Бельчикова Ирина Фёдоровна, директор государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа».

Сведения о руководителе педагогического проекта

Годунина Елена Александровна, педагог-организатор государственного учреждения образования «Замосточская средняя школа».

Сведения об участниках реализации педагогического проекта

Сергей Алла Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе, Годунин Роман Олегович, педагог-психолог, классные руководители 2, 5 классов.

 

Идея проекта

Несмотря на предоставленные социальными сетями возможности для общения, наблюдается отчуждение учащихся, погружение их в виртуальный мир и неумение коммуницировать друг с другом, с коллективом и со взрослыми в реальной жизни. Дети и подростки испытывают страх, неуверенность и дискомфорт в ситуации живого общения. Способствовать решению данной проблемы можно при помощи игровых технологий, так как игра по-прежнему остается ведущим видом деятельности в детском возрасте.

 

Обоснование выбора темы проекта

Замысел проекта возник в результате наблюдающихся снижения активности учащихся к проявлению инициативы и постоянного стремления детей в любую свободную минуту погрузиться в виртуальную игру – они играют в виртуальные игры в подъездах, сидя на ступеньках, играют на скамейках, находясь на улице, вместо подвижных игр. В учреждении образовании стали появляться конфликты между учащимися в результате «неправильной стратегии» в виртуальных играх.

Наличие гаджетов у детей продиктовано обществом:

  1. Считается несомненным плюсом постоянное нахождение ребенка «на связи» − это обеспечивает его безопасность;

  2. Считается, что владение ребенком современными устройствами обеспечивает его успешность в учебе − он быстро может найти в Сети значение непонятного слова, спросить у друзей домашнее задание, или, наконец, отправить фотографию домашнего питомца любимой бабушке.

При этом, однако, большинством родителей не контролируется продолжительность использования ребенком гаджета и не контролируется используемый ребенком контент.

На фоне всего этого дети и подростки не развивают коммуникативные навыки, наблюдается неумение детей общаться дуг с другом: не умеют слушать и высказывать свою точку зрения, не могут поставить себя на место другого и не понимают для чего это нужно, не умеют находиться в коллективе. Все это говорит о недостаточной сформированности коммуникативных компетенций.

Цель:

формирование коммуникативной компетентности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования в условиях изменяющейся социальной реальности через применение игровых технологий.

Задачи:

  1. сформировать инициативную группу по реализации проекта из числа педагогических работников;

  2. провести диагностику уровня воспитанности, социометрию для определения наиболее характерных проблем при нахождении учащихся в коллективе;

  3. проанализировать наиболее эффективные игровые проекты, ранее реализованные в учреждении образования и возможность их использования в изменившихся условиях;

  4. обеспечить проведение субботних мероприятий с использованием различных игр, способствующих формированию определенных коммуникативных компетенций и учитывающих особенности выявленных проблем в коллективах учащихся;

  5. активно использовать возможности дистанционных игровых проектов ОО «БРПО», такие как «Территория детства», «Тимуровцы.by» и других;

  6. сформировать сценарный банк досуговых мероприятий, способствующих формированию коммуникативных компетенций учащихся 1-2 ступени общего среднего образования.

 

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительно-организационный: охватывает период с августа по декабрь 2024 года.

  2. Основной (практический): заключается непосредственно в создании условий для активной досуговой деятельности учащихся 1-2 ступени общего среднего образования с учетом запросов детей, с учетом выявленных проблем в результате систематической диагностики.

  3. Аналитический: заключается в формулировании выводов в соответствии с целью и задачами, оценке уровня сформированности коммуникативных компетенций и в оформлении и представлении результатов реализации педагогического проекта.

 

Характеристика педагогического коллектива

Для реализации педагогического проекта предполагается сформировать инициативную группу в составе:

  1. Сергей Алла Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе высшей квалификационной категории (МГПИ имени А. М.Горького – физика и информатика);

  2. Годунина Елена Александровна – руководитель проекта, педагог-организатор высшей квалификационной категории (БУК – культпросветработа, режиссер массовых праздников; РИВШ БГУ – культуролог, преподаватель культурологических дисциплин; БГПУ имени М.Танка – начальное образование, учитель начальных классов);

  3. Годунин Роман Олегович – педагог психолог первой квалификационной категории (РГСУ – психология, преподаватель психологии);

  4. Классные руководители 2-х и 5-х классов будут определены на начало 2024/2025 учебного года в связи с изменениями в составе педагогического коллектива.

 

Научное обоснование проекта

Согласно К. П. Зайцевой, младший школьный возраст − оптимальный период для формирования коммуникативной компетенции, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций:

1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности.

3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития.

4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений [1].

Совершенно разными ролями наделены две направленности подросткового общения. В сфере «общение с ровесниками» (одноклассники, друзья, братья и сёстры) подросток неизбежно сталкивается со сложностями отношений среди равных себе, именно в этой жизненно необходимой среде он находит некий «эталон» − образец для подражания и здесь же получает необходимую оценку своих качеств и умений. Безусловно, роль этой сферы велика. Однако, обращаясь ко второй направленности «общение со взрослыми» (родители, преподаватели), стоит отметить желание подростка обладать теми же возможностями и правами, что и взрослый. Нередко, с претензией на равенство, подростки идут на конфликт со взрослыми. Поэтому данная сфера не менее сложная. В конечном итоге две эти направленности образуют единую систему, в которой и происходит процесс становления личности подростка. В процессе общения с ровесниками, подростку свойственно сравниваться себя с ними, анализировать.

Сформированность подростковой коммуникативной компетентности проявляется в общении. Одним из важнейших критериев развитой коммуникативной компетентности у подростка является рефлексия. Это возможность человека оценивать себя, своё сознание и анализировать, насколько он понят и воспринят партнером по общению. Не менее ценным критерием подростковой коммуникативной компетентности считается умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Важно не только уметь передавать содержание информации при помощи вербальных средств, но и знать как сопроводить информацию невербальными средствами общения (мимика, жесты).

В учреждении образования широко используются элементы театрализации в проведении концертных программ, представлений, тематических игр и программ. А театр, как известно, и есть игра. В последнее время активно используется фонограммы «+» в постановке мюзиклов. Это прием позволяет реализовать творческий потенциал учащимся с особенностями психофизического развития (тем, кто не может заучивать текст, тем кто боится декламировать текст или заикается).

Еще одним определяющим навыком успешного социального взаимодействия является коммуникабельность. Это способность личности налаживать контакт с окружающими и быстро адаптироваться к новой среде. Также немаловажной характеристикой для подростка считается способность к сочувствию и сопереживанию. Эмпатия позволяет понять чувства другого человека и правильно реагировать на его эмоции.

Особую роль в формировании и развитии подростковой компетентности играет деятельность педагога и психолога. Необходимым условием является создание вышеперечисленными коммуникативных ситуаций, удовлетворяющих социальную потребность подростка в общении. Кроме того, не менее эффективными «помощниками» в общении являются социально-психологические тренинги и игры, в ходе которых можно обучить подростка безопасному поведению в группе и в обществе. Это эффективное средство психолого-педагогического воздействия позволяет решать широкий спектр задач в области развития коммуникативной компетентности у подростков.

В заключение можно прийти к выводу, что значимость компетенции в общении в современном обществе возрастает, а формирование коммуникативной компетентности у младших школьников и подростков является актуальной проблемой психологии и педагогики. Развитие коммуникативной компетенции благоприятно влияет на становление и развитие личности, ее успешную адаптацию в социуме [2].

Тренинговая работа, применение игровых технологий по развитию коммуникативных компетенций в подростковом возрасте будет иметь положительную динамику. Подросток со сформированными коммуникативными компетенциями будет успешен во взаимодействии с окружающими, так как способен к эмпатии, рефлексии, адекватному использованию вербальных и невербальных средств общения.

 

Характеристика кадрового и материально-технического обеспечения

Для успешной реализации проекта в учреждении образования есть специалисты с соответствующим уровнем образования. Так же в учреждении образования есть опыт реализации проектов различного уровня: школьного, районного, областного.

Особенность проекта не требует создания специального материально-технического обеспечения, за исключением цветного принтера, а в остальном достаточно имеющегося технического оснащения: компьютера, принтера, передвижной колонки, интерактивной панели (мультиборда), актового и спортивного зала, большой пришкольной территории. Реквизит и материалы к играм создаются по мере необходимости и исходя из интересов детей.

 

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

Предполагается, что одним из критериев оценки результатов педагогического проекта станет повышения уровня воспитанности учащихся.

Согласно диагностике коммуникативных способностей должна прослеживаться положительная динамика.

Программа реализации педагогического проекта

подробнее... / свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта

подробнее... / свернуть