«Социально-ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» - Замосточская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

«Социально-ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования»

Подробнее о проекте

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

«Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» 

 Сроки реализации: 2020 – 2023  

Руководитель проекта: 

Годунина Елена Александровна, 

педагог-организатор, старшая пионерская вожатая 

тел.: 8(017) 5125108 

Е-mailzamostoche@minsk.edu.by 

Актуальность  

Современное общество делает запрос на формирование духовно-развитой личности, способной гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор. Всестороннее развитие личности невозможно без формирования таких качеств, как гражданственность, патриотизм, которые обуславливают дальнейшую жизнедеятельность, гражданскую позицию и социальную активность [2, с. 4]. Данная позиция усиливается Статьей 14 Закона Республики Беларусь о правах ребенка, в которой говорится, что ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности [5]. И всему этому ребенка нужно научить, воспитать в нем потребность быть таким гражданином. 

В современном обществе воспитание стало органичной составляющей педагогической деятельности. Его успешность зависит от реализации двух условий. «Первым из них является обеспечение включенности учащихся в реальные социальные отношения, а вторым – их самореализация в процессе социального взаимодействия» [12, с 122]. Для обучающихся второй ступени общего среднего образования эти условия реализуются в тесном взаимодействии с пионерской дружиной школы.  

У всех детских общественных объединений есть общая цель – воспитание человека. Но реализуется оно каждым по-разному, в соответствии с ценностями, составляющими содержание их деятельности, а также воспитательными возможностями и условиями. Цель детского общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» – помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине [13]. Работа в направлении гражданско-патриотического воспитания является главнейшим  принципом деятельности пионерской организации, в которой наиболее активную часть составляют обучающиеся второй ступени общего среднего образования. В этот возрастной период (он соответствует подростковому и характеризуется формированием новообразований в личностной сфере [15], важно помочь обучающимся усвоить подлинную, а не фиктивную систему ценностей, сориентировать подростков на настоящие гражданские качества, привить им уважительное отношение к людям и обществу в целом, любовь к Родине и своему народу. Гражданственность, патриотизм, правовое сознание и социальные представления являются неотъемлемыми составляющими гражданской идентичности. 

Значимую роль в формировании гражданских качеств обучающихся играет пионерская дружина учреждения образования, в которой на протяжении нескольких лет сохраняется высокая численность (более 93% от обучающихся 7-14 лет), имеется опыт реализации различных проектов, сформированы определенные традиции совместной деятельности с первичной организацией ОО «БРСМ», ученическим самоуправлением «Школьная республика», педагогическим коллективом, первичной организацией Луговослободского сельисполкома «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». Именно этот потенциал пионерской организации предусматривает реализацию проекта с обучающимися 5-7 классов (наиболее активный пионерский возраст).  

Педагогическому проекту «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» предшествовал опыт по формированию гражданских компетенций обучающихся: 

  • 2015 год: участие в I-м Республиканском форуме в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание» с материалами по описанию опыта «Агиттеатр как форма идейно-пропагандистской работы с членами детского общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация»; 

  • 2017 год: участие в I-ой Международной выставке информационно-методических материалов и инновационного опыта детского движения «Пионерская копилка» с анализом деятельности пионерской дружины по работе с младшими школьниками «Роль детского общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» в воспитании гражданских компетенций младших школьников»; 

  • 2017-2020 гг.: реализация педагогического проекта (районный уровень) «Формирование гражданско-патриотической идентичности обучающихся в детских и молодежных общественных организациях через применение технологий event-менеджмента» 

Данный опыт свидетельствует о высокоэффективной работе с членами пионерской дружины. Наряду с этим существует следующая проблема: успешность мероприятий практически полностью зависит от педагога-организатора и его выбора форм проведения, его умения привлекать к участию обучающихся. Инициативность же самих обучающихся остается незначительной, несмотря на то, что они владеют знаниями о государственных символах, государственной власти, правах, свободах и обязанностях граждан, социальной структуре белорусского общества.  

Таким образом, актуальность проекта состоит в том, что участие обучающихся в социально ориентированной деятельности дает возможность избежать чувства утраты исключительности членства в общественной организации, которое возникает при достижении высокой численности, и однотипности мероприятий. Применение различных форм и технологий (в нашем случае технологии социального проектирования) способствует сохранению интереса у обучающихся к общественному объединению и достижению главной цели его деятельности – помочь каждому обучающемуся стать Гражданином. Участие обучающихся в создании и реализации социально ориентированных проектов позволяет им реально соприкоснуться с жизнедеятельностью общества, страны, родного агрогородка, их проблемами, людьми. Слово и понятие «патриотизм» перестает ассоциироваться у детей с жертвенностью и обладанием сверхчеловеческими качествами. 

Все это позволяет предполагать, что участие в разработке социального проекта (с момента обнаружения актуальной проблемы) и доведении его в коллективной творческой деятельности до полезного для окружающих результата актуализирует процессы идентификации обучающегося с носителями гражданских ценностей, формирует у него опыт реализации своей гражданской позиции. Воспитание гражданской идентичности в пространстве социально проектной деятельности обладает более высокой эффективностью по сравнению с традиционными институциональными формами воспитания в учреждении образования благодаря реальной возможности усвоения участниками проекта качественно нового гражданского опыта. Обучающиеся включаются в создание реальных социально ценных продуктов, что адекватно классическим моделям воспитания через труд.  

Цель проекта – формирование гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования через их участие в социально ориентированной проектной деятельности. 

 

Задачи проекта:  

  • проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования гражданской идентичности обучающихся, эффективный опыт организации работы с ними; 

  • организовать повышение квалификации педагогических кадров по проблематике педагогического проекта через систему методических практикумов, через самообразование; 

  • создать банк контрольных данных через метод психологической диагностики и экспертной оценки уровня сформированности определенных компетенций, интегрирующих в себе понятие гражданской идентичности, у обучающихся 7, 8 и 9 классов для использования их в сравнительном анализе эффективности проекта на аналитическом этапе; 

  • создать условия для самостоятельной  деятельности  обучающихся, направленной  на практическое решение  выявленных общественно-значимых проблем; 

  • обеспечить педагогическое сопровождение реализации социально ориентированных проектов, оценку и представление их результатов; 

  • сформировать банк детских социально ориентированных проектов и инициатив; 

  • оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления контрольных и итоговых результатов диагностики сформированности уровня гражданской идентичности обучающихся; 

  • обобщить и представить опыт реализации педагогического проекта педагогам-организаторам района. 

Фотоматериалы

Накануне Дня учителя и Дня пожилого человека в рамках минипроекта "Незабываемые встречи" учащиеся 8 "Б" класса учреждения образования поздравили ветеранов педагогического труда с профессиональным праздником.

подробнее... / свернуть

Отчет  о промежуточных результатах реализации педагогического проекта   «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» за 2020/2021 учебный год 

подробнее... / свернуть

Промежуточный отчет  о реализации педагогического проекта   «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» за первое полугодие 2020/2021 учебного года 

подробнее... / свернуть

Программа реализации педагогического проекта  «Социально-ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся второй ступени общего среднего образования» 

подробнее... / свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта «Социально ориентированная проектная деятельность как средство воспитания гражданской идентичности обучающихся» на 2020/2021 учебный год

подробнее... / свернуть