Цель и этапы профессиональной ориентации учащихся
с особенностями психофизического развития
Целью профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития является удовлетворение интересов общества, государства и личности учащихся в обеспечении возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Этапы достижения данной цели определяются с учетом:
ступеней общего среднего образования и общих задач профессиональной ориентации на каждой из них;
требований образовательного стандарта «Специальное образование (Основные нормативы и требования)»;
особенностей организации и содержания трудового обучения учащихся с особенностями психофизического развития в рамках образовательных программ специального образования: образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Проведение подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора – общая задача профессиональной ориентации на I ступени общего среднего образования с учащимися, имеющими нормативное развитие, и с учащимися с особенностями психофизического развития, осваивающими
образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования.
Применительно к специальным общеобразовательным школам (школам-интернатам) на II ступени общего среднего образования образовательный стандарт «Специальное образование (Основные нормативы и требования)» определяет требование формирования профессиональных намерений, составляющих основу для профессионального самоопределения учащихся. Представленные в Приложении 1 задачи обеспечения предварительного (первичного) профессионального выбора и практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения не противоречат данному требованию, но учитывают возможность продолжения образования в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. Предполагается, что для многих учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и других категорий учащихся с особенностями психофизического развития выбор продолжения образования в учреждениях профессионально-технического образования может оказаться предпочтительным.
С учетом предварительности (первичности) профессионального выбора (II ступень) на III ступени общего среднего образования ставится задача уточнения (корректировки) этого выбора. Задача же обеспечения практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения раскрывает определенную Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь задачу построения учащимися личной профессиональной перспективы.
С учетом особенностей умственного развития и замедленности процесса усвоения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью задача проведения с ними подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора фактически решается при обучении не только в I–V, но и VI–VIII классах. Однако в данный период трудового обучения за счет его большого объема (не менее 6 часов в неделю) становится возможным не только повышение уровня предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора, но и обеспечение практически-действенного освоения разных видов труда в рамках действующей учебной программы. Далее (при обучении в IX–X классах) принимается во внимание возможность получения последующей профессиональной подготовки в XI–XII классах первого отделения вспомогательной школы либо учреждениях профессионально-технического образования.
Результатом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение – состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Подготовка к профессиональному самоопределению учащихся, осваивающих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
I–V классы
На учебных занятиях и в процессе внеучебной деятельности, как и с обучающимися других категорий, проводится работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, направленная на формирование элементарных представлений о профессиональном труде, раскрытие общественной необходимости труда, воспитание положительного отношения к труду и потребности быть полезным людям.
При определении содержания данного (пропедевтического) периода учитываются познавательные возможности этих учащихся, позволяющие усваивать лишь сведения, подкрепленные результатами наблюдений за трудом представителей отдельных профессий, либо хорошо иллюстрированную информацию, а также ограниченность житейского опыта этих учащихся.
На учебных занятиях учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей, работников школы, медицинских работников, работников учреждений бытового обслуживания и др. в соответствии с содержанием действующих учебных программ. Профессии, с которыми учащиеся знакомятся во внеучебное время, определяются с учетом производственного окружения школы и складывающихся интересов учащихся к миру профессий. Учащиеся узнают название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, результаты труда, возможные места работы работника данной профессии, проявляемые качества (на конкретных примерах наблюдений, литературных текстов).
Учитывается, что проводимая коррекционно-педагогическая работа и условия организации трудовой подготовки (выделение на трудовое обучение в I–IV классах по 2 часа в неделю и в V классе 4 часа в неделю) повышают возможности учащихся в усвоении не только профессиональной информации, но и практического опыта учебно-трудовой деятельности, что важно для формирования у учащихся адекватных представлений о своих трудовых возможностях.
В условиях образовательной интеграции необходимо иметь в виду, что один урок трудового обучения проводится учителем-дефектологом, а второй – в составе класса. Участие в уроке трудового обучения в составе класса рассматривается как важнейшая предпосылка успешного решения задач трудового воспитания.
VI–VIII классы
Продолжается работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, направленная на повышение уровня предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора. Решаются задачи, общие с задачами подготовки к профессиональному самоопределению учащихся других категорий: раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представления о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, повышается престиж рабочих профессий и на этой основе создается позитивный образ человека труда. Для этого используются:
уроки трудового обучения;
уроки по общеобразовательным учебным предметам;
занятия кружков, в особенности трудовой направленности;
общественно полезный труд;
беседы о профессиях;
встречи учащихся с представителями трудовых коллективов;
производственные экскурсии;
профессиональные недели;
оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях.
Использование несколько более узкого круга форм организации работы по профессиональному самоопределению обусловлено труднодоступностью для учащихся с интеллектуальной недостаточностью отдельных из них (например, лекций, работы по созданию мультимедийных презентаций), а также нецелесообразностью знакомства в данный период с учреждениями профессионально-технического образования.
Работа по формированию представлений и знаний о различных профессиях должна обеспечивать не только их расширение и углубление, но также развитие умения анализировать содержание профессиональной деятельности и оценивать профессии с позиций требований к работнику и спроса на них в своем городе (районе). Обеспечивается систематизация и сопоставление информации о разных профессиях по тем же параметрам, что и в I–V классах: название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, выполняемые работы и т.д.
В VIII классе в соответствии с разделом «Профессиональное самоопределение» (подраздел «Мир профессий») учебной программы по трудовому обучению предусматривается ознакомление учащихся с отраслями сферы материального производства, отраслями непроизводственной сферы экономики, профессиями рабочих, общими для всех отраслей народного хозяйства. В рамках этой работы обеспечивается систематизация имеющейся у учащихся профессиональной информации.
Решение указанных задач осуществляется с учетом специфики организации трудового обучения, в т. ч. его объема (6–8 часов в неделю), позволяющего обеспечивать освоение на практически-действенном уровне разных видов труда, осознание учащимися своих трудовых возможностей во взаимосвязи с формированием у них умений объективно оценивать свои достижения, определять конкретные затруднения в овладении технико-технологическими знаниями, технологическими операциями и видами работ. Это крайне важно для воспитания у учащихся адекватных запросов на овладение профессией, которое предполагает умение сопоставлять реальные возможности с требованиями к профессиональным знаниям и умениям.
На данном этапе профессионального самоопределения особое внимание обращается на пропаганду рекомендованных профессий строительства (штукатур, маляр) и других отраслей производства (столяр, швея, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования), профессий сельскохозяйственного (садовод, овощевод, животновод) и обслуживающего (уборщик территорий, дворник, уборщик помещений (производственных, служебных), санитарка) труда, других профессий малоквалифицированного и неквалифицированного труда.
Независимо от условий получения образования (во вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), классах интегрированного обучения и воспитания) для решения данных задач необходимо примененять специфичную методику трудового обучении и воспитания.
Специфичной является не только организация трудового обучения (с учетом его объема, содержания и условий образовательной интеграции), но также организации деятельности учащихся во внеучебное время. Любое внеклассное мероприятие (в особенности в условиях образовательной интеграции) требует проведения с учащимися с интеллектуальной недостаточностью предварительной подготовительной работы. Ее содержание состоит в предварительном ознакомлении с объектом изучения и предполагающейся профессиональной информацией, которая при проведении основной части мероприятия (беседы, встречи, производственной экскурсии) будет общей для всех учащихся класса.
На занятиях кружков, в процессе подготовки профессиональных недель, оформления выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях учащиеся с интеллектуальной недостаточностью выполняют задания, содержание которых определяется с учетом их интересов и возможностей.
IX–X классы
Для решения задачи обеспечения предварительного (первичного) профессионального выбора и последующего практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения необходимо:
более глубокое ознакомление учащихся с содержанием рекомендуемых им профессий, спросом на эти профессии на рынке труда; возможностями трудоустройства, условиями труда и его оплатой на конкретных местах трудоустройства;
формирование знаний о требованиях профессии к человеку, конкретных условиях получения профессий, возможностях профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе профессионально-трудовой деятельности;
формирование устойчивого интереса к рекомендуемым и востребованным на рынке труда профессиям и воспитание соответствующих профессиональных намерений;
формирование умения использовать получаемую информацию для выбора профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и с учетом потребностей рынка труда.
В содержании профессионально-информационной работы с учащимися IX–X классов выделяются инвариантный и вариативный компоненты. Содержание инвариантного компонента определяется на основе подразделов «Рынок труда» и «Выбор профессии» раздела «Профессиональное самоопределение» учебной программы по трудовому обучению и реализуется как на учебных занятиях по трудовому обучению, так и в процессе внеучебной деятельности. Необходимо согласование содержания работы учителя трудового обучения, воспитателей, классного руководителя, педагога социального, педагога-психолога.
Вариативный компонент содержания профессионально-информационной работы определяется с учетом данных профессиональной диагностики и рекомендаций медицинских работников относительно вариантов профессиональной подготовки и перспектив трудоустройства каждого из учащихся. Имеется в виду, что содержание профессионально-информационной работы максимально дифференцируется и индивидуализируется. Его разработка осуществляется учреждением образования.
Реализация вариативного компонента содержания профессионально-информационной работы осуществляется главным образом через профессиональную консультацию. Особое внимание необходимо уделять профессиональной информации, необходимой для ориентации каждого из учащихся на определенную профессию или максимально ограниченный круг профессий, рекомендуемых для его профессиональной подготовки и трудоустройства.
Взаимодействие учреждений общего среднего, специального образования с органами по труду, занятости и социальной защите, организациями здравоохранения, учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, общественными объединениями, родителями
Для реализации задач профессионального самоопределения учащихся с особенностями психофизического развития необходимо обеспечить взаимосвязанную и взаимосогласованную работу различных учреждений и организаций, что предусмотрено Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. В ней достаточно четко определены функции разных министерств и подведомственных им учреждений и организаций в управлении системой профессиональной ориентации. В частности, определены функции специалистов кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК), и в числе этих функций проведение профессиональной диагностики, профессионального подбора, профессиональной консультации детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, конъюктуре рынка труда и возможности последующего трудоустройства.
Важнейшими функциями учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования являются:
создание на их базе профессиональных консультационных пунктов с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;
организация профессиональных проб.
Значимым является и сотрудничество учреждений общего среднего, специального образования с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите, в особенности по вопросам профессионального информирования учащихся.
Существенное влияние на выбор учащимися решения о продолжении учебы и получении профессии может оказать также сотрудничество с общественными объединения (ОО БелОГ, ОО БелОИ, ОО БелТИЗ), которое осуществляется в соответствии с родом их деятельности.
Рекомендации о выборе профессионального пути вырабатываются специалистами и согласуются с законными представителями. Целенаправленная работа с законными представителями является условием решения задач подготовки к профессиональному самоопределению всех категорий учащихся с особенностями психофизического развития, т. к. именно позиция родителей зачастую оказывается решающей.
подробнее... / свернуть